вторник, 24 июня 2008 г.

Они дают нам целый ряд примеров иллюзий или неправильных восприятий, таких, которые не могут обусло

Они дают нам целый ряд примеров иллюзий или неправильных восприятий, таких, которые не могут обусловливать целесообразных действий человека в жизни. Вызываются они каки- 1МИ-либо недостатками в воспринимающем субъекте или в воспринимаемом объекте. Воспринимающий может быть или вообще болен, например, бредить в горячке, или иметь недостаток в органе восприятия, как например, дальтонизм; или он может находиться в условиях, препятствующих правильному функционированию восприятия, как например, человек, движущийся на лодке, которому может показаться, что движется не он вместе с лодкой, а берег; затем, неправильное восприятие может быть обусловлено особым состоянием воспринимаемого объекта, как, например, при вращательном движении головни может показаться, что мы имеем перед собой огненный круг. Все это такие восприятия, которые при проверке на опыте оказываются ложными и потому должны быть выделены при определении правильного восприятия. При этом Дхармоттара делает одно весьма важное замечание: хотя, говорит он, иногда и кажется, что причина иллюзии лежит вне воспринимающего субъекта, в объекте, но в действительности, однако, причина всегда лежит в субъекте, и в частности, именно в неправильной деятельности органов чувств. Если утверждать, что причина иллюзии находится вне нас, в воспринимаемом объекте, то из этого следовало бы, что вообще все наглядные представления возникают под влиянием действительно существующих внешних объектов, иначе говоря, это свидетельствовало бы о реалистическом взгляде на происхождение познания. Но не такова точка зрения нашего философа, оттого он и не преминул сделать вышеупомянутое замечание. Дхармоттара здесь просто констатирует, что среди наглядных представлений, вызванных чувственным восприятием, имеются правильные и неправильные, и не входит в объяснение причин того и другого. Вероятно, по той же причине Дхармоттара ничего не говорит здесь о сновидениях в противоположность философам других индийских систем, которые отводят большое место | сновидениям и причисляют их к неправильным восприятиям. изготовление схем

Комментариев нет: