вторник, 24 июня 2008 г.

NBTT, 26. 10: dvabhyarh bhiksavo ruparh drsy-ate caksurvijnanena tadakrstena manovijnanena). На это

NBTT, 26. 10: dvabhyarh bhiksavo ruparh drsy-ate caksurvijnanena tadakrstena manovijnanena). На это мимансаки (NBTT. 26. 12) возражали следующим образом. Если внутренним восприятием познается то же самое, что и посредством внешних чувств, то оно не дает ничего нового и не является источником познания. Если же посредством его можно воспринимать объекты, лежащие за пределами действия зрения и других внешних чувств, тогда слепые должны были бы видеть, а глухие слышать посредством внутреннего восприятия. Это возражение опровергается тем, что объектом внутреннего восприятия является тот же самый объект, который воспринимается внешними чувствами, но в другой момент его существования. Поэтому внутреннее восприятие не есть повторение внешнего, так как оно воспринимает объект в момент, следующий за его восприятием внешним чувством. Выше мы изложили, что единство объекта покоится в нашем сознании, а не в действительности. В каждом моменте имеется совершенно самостоятельное бытие. Поэтому внутреннее восприятие относится к совершенно иному объекту, чем внешнее. Объект этого второго вида восприятия, говорит Дхармоттара (NBT, 10. 8 и след.), не отличается от объекта, воспринимаемого внешними чувствами. Между ним и объектом внешнего восприятия нет разницы. Под разницей здесь разумеется как расстояние во времени, так и различие по существу. Следовательно, здесь отрицается всякая разница между объектом внешнего и внутреннего восприятия, и поэтому восприятию посредством внутреннего чувства не приписывается особого внешнего объекта; речь идет только о том моменте, в который объект внешнего восприятия проникает в сознание, а это происходит во второй момент существования объекта, момент, совершенно однородный с первым: т. е. здесь разумеется момент, следующий за моментом восприятия через внешнее чувство, лежащий в одной цепи моментов, объединенных нашим сознанием, относительно данного объекта. Следует не упускать из виду, что роль чувств в познании понимается идеалистически как чувственная, пассивная его сторона. продвижения post new topic

Комментариев нет: